Даже в XIX веке лифт не был совершенно новой идеей. Первые механизированные подъемные устройства появились в 1800-х годах, но переход от транспортировки грузов к перевозке людей произошел в конце 1850-х годов.
В то время не было многоэтажных зданий, а люди предпочитали первый этаж — нет нужды подниматься по лестнице. Чем выше этаж, тем ниже арендная плата. Но лифт полностью изменит это, открыв эру небоскребов и трансформировав архитектурный ландшафт современного города.
Первые попытки создать лифт

Попытки создать подъемник человек предпринимал еще до наступления нашей эры. В знаменитом Римском Колизее гладиаторов поднимали на арену на платформе. Тягу приводили в действие рабы. Египтяне использовали лифтовый механизм, чтобы поднимать огромные камни для строительства пирамид. Людовик XV, известный французский король из династии Бурбонов, приказал создать небольшой подъемник, чтобы подниматься в покои своей возлюбленной.
Все эти устройства лишь отдаленно напоминали современный лифт, потому что подъемный механизм приводился в действие человеком.
Кто придумал лифт?

В 1823 году Бертон и Гомер, два лондонских изобретателя, создали лифт и назвали его туристической достопримечательностью — «восходящей комнатой», которая поднимала клиентов на значительную высоту в центре Лондона, открывая панорамный вид.
Ранние машины с паровым приводом были усовершенствованы в последующее десятилетие. В 1835 году компания Frost and Stutt в Англии разработала инновационный лифтовый ременной привод, который использовал противовес для дополнительной мощности.
В 1845 году неаполитанский архитектор Гаэтано Дженовезе установил в Королевском дворце в Казерте лифт, опередивший свое время. Внутри был свет, 2 скамейки и ручной сигнал. Платформу можно было активировать снаружи. Тягой управлял моторист с помощью системы зубчатых колес. Была разработана система безопасности, которая срабатывала в случае обрыва шнуров и состояла из балки, выталкиваемой наружу стальной пружиной.
Гидравлический привод был изобретен сэром Уильямом Армстронгом в 1846 году. Он использовался в доках Тайнсайда для подъема грузов на высоту.
Первый безопасный пассажирский лифт

В 1852 году промышленник Элиша Отис создал первый известный безопасный механизм, который предотвращал падение кабины в случае обрыва троса. Отис продемонстрировал изобретение на нью-йоркской выставке в Хрустальном дворце в драматической обстановке на презентации в 1854 году. Первый такой пассажирский лифт был установлен на Бродвее в Нью-Йорке 23 марта 1857 года.
Развитие лифтостроения

С развитием механизмов появились и новые системы безопасности. В 1872 году американский изобретатель Джеймс Вейланд запатентовал новый метод защиты лифтовых шахт: двери автоматически открываются и закрываются, когда кабина приближается или удаляется. Сегодня такая система есть во всех лифтах.
Первый электрический привод был создан Вернером фон Сименсом в 1880 году в Германии. Безопасность и скорость электрических лифтов были значительно повышены Фрэнком Спрэгом, который добавил автоматический запуск, контроль ускорения и дополнительные устройства безопасности. Его устройство работало быстрее и с большей нагрузкой, чем гидравлические и паровые машины.
К 1900 году стали доступны полностью автоматизированные модели, но пассажиры неохотно ими пользовались. Повсеместному монтажу лифтов с электроприводом способствовала забастовка лифтеров в Нью-Йорке в 1945 году, а также добавление кнопки аварийной остановки и экстренного вызова помощи.
Многие изменения в конструкцию были внесены благодаря достижениям в области электронных систем во время Второй мировой войны. Сегодня в большинстве скоростных лифтов установлена безредукторная система привода с инверторным управлением.
Современные жилые и коммерческие здания обычно имеют несколько лифтов с единой системой управления. Кроме того, современные лифты имеют средства управления, позволяющие сразу отправиться на нужный этаж без остановок.