В 1854 году в самом центре Всемирной выставки в Нью-Йорке, на заполненной грузом подъемной платформе с двенадцатиметровыми опорами, стоял джентльмен средних лет. По его сигналу была запущена паровая машина, с помощью лебедки поднявшая платформу на пеньковом канате над собравшейся толпой на высоту 10 метров. И тут наблюдавшая за представлением публика ахнула, ассистент джентльмена размашистым ударом топора обрубил канат.
Альтернативный конец этой истории, вероятнее всего, поставил бы точку на многолетних поисках Элиша Грейвс Отиса, появившегося на свет в 1811 году в традиционной многодетной семье, жившей в штате Вермонт. И на свет никогда бы не появилась компания “Отис”, которая сегодня является признанным мировым лидером в производстве лифтовых систем.
“Отис”: как все начиналось

В двадцатилетнем возрасте Элиша ушел из дома и скитался по всей стране в поисках работы. Он приобрел навыки кузнеца, строителя, работника лесопилки, затем и механика, строившего кареты, а после работавшего на мебельной фабрике в городке под названием Троя, штат Нью-Йорк.
В 1852 году началось возведение нового здания фабрики в городке Йонкерс. И Отис получил задание сконструировать и установить подъемник для строительных грузов. К тому времени лифты уже не были диковинкой. С момента появления первых мускульных механизмов для дворцов французского короля Людовика XV прошло уже больше сотни лет. К середине 19 века в ходу были паровые и гидравлические системы с неплохими показателями скорости подъема и грузоподъемности.
Но нерешенной оставалась главная проблема — безопасность. Ее не мог гарантировать ни один производитель. Элиша Отис решил эту проблему. Это стало ясно, когда падающая с высоты платформа спустя пару дюймов с резким скрежетом застыла на высоте, а Отис снял цилиндр и поклонился восхищенным зрителям Всемирной выставки в Нью-Йорке.
В 1853 году Элиша основал компанию “Otis” и начал делать первые шаги в перспективной и динамично развивающейся нише производства механических подъемников. Столь убедительная практическая реализация технического новшества перед тысячами зрителей и бизнесменов стала лучшей рекламой первого в мире лифта с надежной системой безопасности — лифта Отиса.
За последующие пару лет предприятие получило четыре десятка заказов на грузовые лифты. А в 1857 году “Компания паровых подъемников Отиса” установила свой первый пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт выдерживал пятерых пассажиров и перемещался со скоростью 20 сантиметров в секунду.
Первые системы приводились в движение по направляющим паровой машиной, подъемные канаты из пеньки наматывались на барабан. Технология безопасного лифта Отиса предполагала крепление канатов не напрямую к кабине лифта, а к рессоре, установленной на крыше — привет из прошлого, проведенного в каретной мастерской.
Длина рессоры в разжатом состоянии больше, чем расстояние между вертикальными зубчатыми направляющими, между которыми двигалась кабина лифта. Под массой кабины рессора прогибалась, что позволяло ей проходить между рельсами, не задевая зубцы. А вот когда канат обрывался, она разгибалась прямо в выступы. Таким образом, лифт зависал на пластинах рессоры.
Отис активно разрабатывал новые конструкции подъемных машин и сконструировал необычный винтовой лифт. Кабина представляла собой что-то вроде гайки, которая двигалась по огромному металлическому винту. Система была признана не очень удачной в техническом отношении и дорогостоящей. Было построено всего два таких подъемника.
Вскоре в США началась гражданская война. В том далеком 1861 году Элиша Отис запатентовал механизм первого электрического лифта и неожиданно умер от дифтерии. Возможно, если бы у него было больше времени на доработку и усовершенствования, лифты на электроприводе вошли бы в жизнь людей лет на двадцать раньше, чем это произошло в нашей реальности.
Но дело Элиши не пропало. Его подхватили сыновья, которые дали компании новое название N.P. Otis.
Однако рынок паровых подъемников уступал позиции гидравлическим системам. В Нью-Йорке дело пошло неплохо, благодаря централизованной системе трубопроводов с подачей пара под давлением.
Однако в большинстве городов, в том числе в европейских мегаполисах, создавались мощные системы водоснабжения. На энергии находящейся под давлением воды, поступающей из городской водопроводной сети, работали гидравлические лифты, первый из которых был представлен французом Леоном Эду в Париже в 1867 году. Они были существенно дешевле в эксплуатации и быстрее паровых аналогов. Они выигрывали и в комфорте перемещения по таким показателям, как плавность хода и точности остановки.
Но настоящий прорыв для N.P. Otis случился в 1880 году, после того как немцы из Siemens&Halske представили в Мангейме свой первый электролифт с реечным механизмом.
Уже в 1884 году вовсю работали первые европейские представительства компании в Лондоне и Париже. И спустя всего три года N.P. Otis получил шикарный заказ на установку лифтов в еще строящейся Эйфелевой башне. Проект был осуществлен в 1899 году совместно с фирмой Fives-Lill. Подъемник был гидравлическим, но его уникальность состояла в том, что он перемещал груз под наклоном. Расчет системы перемещения кабины под наклоном и был разработан инженерами “Отис”. Кстати, и сегодня со второго этажа на верх башни посетителей возят скоростные электрические лифты “Otis”, хотя и функциональность исторических гидроподъемников также поддерживается.
Именно там, в Париже, на Всемирной выставке в 1900 году, компания, уже называвшаяся Otis Elevator Company, представила свою очередную инновацию — первый в мире эскалатор. Этот продукт стал вторым важным направлением деятельности фирмы.
Выход на рынок электрических лифтов позволил снять технические ограничения на высоту небоскребов. Их массовое строительство надолго обеспечивало заказами компанию, а тяжелый период Великой депрессии “Отис” пережил благодаря доходам от сервисного обслуживания собственной продукции — уже установленных подъемных машин.
Известность предприятия, авторитет инженеров и производственный потенциал Otis через полсотни лет после основания первой мастерской были таковы, что во время Второй мировой компания принимала непосредственное участие в строительстве грозных авианосцев, выпуская гидроплатформы для подъема самолетов.
Вторая половина 20 века стала расцветом Otis. Изобретение автоматического лифта сделало ненужным наличие специального оператора. Массовое строительство высотных жилых и офисных зданий шло по всему миру. К 1970-у году компания выпускала продукцию на трех десятках заводов, а офисы были открыты в трех сотнях крупнейших городов мира.
В 1979 году был сделан еще один шаг на пути инноваций. Получив возможность использовать микропроцессорные технологии, “Otis Elevator Company” создали первый подъемник с компьютерной системой управления.
На сегодняшний день это предприятие является самым старым производителем в истории отрасли, сохраняющим при этом мировое лидерство.
Преимущества продуктов Otis

Работая по всему миру, компания производит подъемники, которые адаптированы под национальные стандарты различных стран.
В 2000-м году компания создала новую конструкцию лифта GeN2 на полиуретановых ремнях, с рекуперативным приводом, позволяющим экономить до 75% энергии.
Важным преимуществом GeN2 стала бесшумность, к тому же такой лифт не нуждается в специальном машинном помещении, что особенно понравилось архитекторам. И сегодня “Otis Elevator Company” уверенно движется к показателю в один миллион установленных по всему миру моделей подъемников второго поколения.
При этом заказчикам доступны и стандартные модели под дома старых конструкций со скоростью подъема от 1 метра до 1,6 метров в секунду с возможностью выбора дизайна кабины и экономным светодиодным освещением.
Отдельными линейками компании стали панорамные лифты, различные виды промышленных подъемников, эскалаторы и траволаторы (движущиеся по горизонтали бесступенчатые дорожки для перемещения пассажиров).
В год “Otis Elevator Company” поставляет заказчикам свыше 110 тыс. единиц грузовых и пассажирских подъемников различных типов не только для многоэтажных зданий, но и для коттеджей. По разным подсчетам, компания занимает около трети мирового рынка подобных устройств.
Поэтому вы наверняка катались на лифтах или эскалаторах Otis, оценив их высокий уровень комфорта и безопасности. Тысячи зданий по всему миру оснащены именно этими системами. Среди них и масса туристических объектов, таких как легендарная Эйфелева башня, а также небоскребы Эмпайр Стейт билдинг, Башни Петронас, Си-Эн Тауэр и многие другие.