Небоскребы являются довольно специфическими строениями. Соответственно и инженерные конструкции в них, в том числе пассажирские лифты, имеют свои особенности. Сегодня мы разберемся в том, какие бывают подъемники для мультиэтажных строений, чем они отличаются от стандартных лифтовых, и как их обслуживать.
Организация пассажиропотока в небоскребе

Пассажиропоток в небоскребе является одной из главных составляющих, вокруг которых происходит архитектурное планирование. Если условно в жилом доме этот момент все же является второстепенным, так как трафик здесь не столь существенен, то в многоэтажном строении, где люди преимущественно передвигаются от одного офиса к другому, создать идеальные условия для их перемещение крайне важно. Не менее важно это и с точки зрения безопасности, ведь при возникновении чрезвычайной ситуации придется максимально оперативно эвакуировать огромное количество людей с десятков этажей.
Чтобы обеспечить эффективное перемещение большого количества людей между этажами небоскреба, используются различные многокабинные лифтовые системы.
Первая из них – Double-Deck. Представляет собой данное решение двухэтажную кабинку, которая установлена на одну раму друг на друге. Останавливается такой подъемник на двух смежных между собой этажах, при этом каждая часть кабины может останавливаться на любом этаже здания. Часто такие лифтовые системы монтируются в зданиях, являющихся единой штаб-квартирой какой-либо компании, где сотрудники вынуждены часто передвигаться вверх-вниз по всему офису.
Вторым вариантом является так называемая система Twin. Она подразумевает единую шахту, по которой независимо друг от друга движутся разные кабины. Это более подойдет для офис-центров, в которых работает много разных компаний.
Особенности конструкции лифтового оборудования для небоскребов

Точного определения, когда просто высотное здание становится небоскребом, нет. Обычно такими принято называть строения, этажность которых превышает 30—40 этажей. К лифтам выдвигаются особые требования, так как кабинки должны двигаться несколько быстрее (как минимум 2 м/с), при этом это никак не должно влиять на комфорт пассажиров. Для этих целей используются специальные роликовые башмаки, которые снижают шум и вибрацию при движении кабины на высокой скорости, а также устанавливаются другие конструкционные детали: клипсы, особые кронштейны, компенсационные тросы, аэродинамические элементы. На особенностях некоторых из них стоит остановиться подробнее.
Компенсационный трос

Обычные лифты для движения используют стандартный противовес, с которыми их связывает трос, прикрепленный сверху кабины. Таким образом достаточно просто обеспечить баланс системе для ее нормального функционирования.
В случае же с высотками все обстоит несколько сложнее. Дело в том, что в протяженных шахтах один вес троса легко может превосходить массу противовеса. И даже если это не так, то по законам физики стабильный ход кабины невозможен из-за сильной инерционной силы тяжелой стропы.
Решает эту проблему компенсационный трос. Он монтируется под кабинкой и работает в паре с обычной стропой, в нужное время компенсируя остаточный вес первой. Таким образом и лифт двигается плавно, и проблема излишнего веса троса решается.
Аэродинамичность лифтов

Скорость некоторых лифтов для небоскребов способна достигать 5—6 метров в секунду и даже больше. Очевидно, что при таких показателях возникает очень высокое сопротивление воздуху (особенно беря во внимание тот факт, что ему некуда уходить), что приводит к росту расхода электричества, а движущие элементы скорее выходят из строя.
Чтобы улучшить аэродинамику кабин и компенсировать давление воздуха в скоростных подъемниках, могут применяться такие инструменты:
● воздуховоды, обеспечивающие циркуляцию воздуха внутри системы и уменьшающие сопротивление воздушных масс;
● элементы аэродинамической формы и различные обтекатели для того же уменьшения сопротивления воздуху;
● сами кабинки изготавливаются из прочных материалов, так же как и шахты, которые стараются сделать износостойкими и шумопоглощающими.
Очень важно, чтобы все компоненты лифта соответствовали его скоростным свойствам, ведь даже двери, которые подойдут для обычного подъемника, совершенно не подойдут для лифтовой установки, способной перемещаться со скоростью более 20 км/ч – они могут скрипеть и трястись во время движения.
Специальные клипсы
В случае с небоскребами, лифты устанавливаются и вводятся в эксплуатацию абсолютно всегда вместе с самим зданием. Если вы хоть немного знакомы со строительством, то знаете, что такое усадка здания. Абсолютно любые строения несколько меняют свою структуру в процессе существования и особенно – в самом его начале. Если в обычных жилых домах это, как правило, ни на что не влияет, то вот в небоскребах – еще как, и часто приходится менять все несущие элементы и кронштейны уже через пару лет, потому что шахта совсем немного, но поменяла свою геометрию.
В этом случае используются специальные клипсы. Это решение помогает компенсировать последствия усадки здания за счет своей конструкции и отсрочить обслуживание системы до неопределенных времен.
Другие особенности лифтов в небоскребах
Также подъемники в высотках необязательно, но очень желательно должны обладать и другими важными вещами, о которых не стоит забывать. Некоторые из них имеют вполне определенный функционал, а некоторые – скорее вспомогательный.
● Хорошая вентиляционная система и климат-контроль.
Так как лифт в небоскребе – это место, где одновременно может собраться достаточно много народа, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздуха внутри кабины. Это очень важно для комфортного перемещения людей и их гигиены.
● Просторный светлый интерьер с застекленной кабиной.
Так как лифтах в многоэтажных постройках люди могут находиться в пути достаточно продолжительное время (с учетом остановок до последнего этажа можно добираться несколько минут), достаточно важно, чтобы они чувствовали себя максимально просторно. Это способно обеспечить хорошее освещение, а также зеркальные стенки. Доказано, что эти два фактора значительно расширяют визуальное пространство, поэтому людям, чувствующим сильный дискомфорт от нахождения в закрытом помещении, будет находиться в кабине намного проще.
● Биометрические системы доступа.
Если небоскреб представляет собой штаб-квартиру частной компании, то часто для поездок на лифте, в качестве предмета информационной безопасности и сохранности имущества, вводится потребность подтверждения личности. Это может быть как отпечаток пальца, так и какое-либо устройство: телефон, карточка, брелок и т.п.
● Информационные экраны.
Так как люди могут проводить в лифте достаточно большое количество времени, иногда есть смысл разместить в кабине информационное устройство: экран или динамик. На нем можно транслировать информацию об офис-центре, деловые предложения фирмы, которая дислоцируется в здании, или просто полезную информацию о пробках и погоде. Также можно запустить на них рекламу – рекламодателя найти получится очень быстро, ведь пассажиры лифтов небоскребов на 90% являются активными состоятельными потребителями.
При правильном подходе к монтажу лифтовой установки в небоскребе его эксплуатация не вызовет у вас никаких проблем долгие-долгие годы. Поэтому обращайтесь по этому вопросу только к профессионалам, коими являемся мы в ТОО «Lift.kz».