Лифты — один из самых безопасных видов транспорта. Но иногда они представляют опасность для пассажиров. Рабочие также подвергаются риску, например, при очистке лифтовых шахт, проведении экстренной эвакуации или строительных работ в открытых шахтах. Такие организации как Национальная Ассоциация Лифтовиков Казахстана, установили стандарты для монтажа и обслуживания лифтов, а также их безопасной эксплуатации. Однако не все организации, занимающиеся установкой лифтов, входят в ассоциацию и следуют ее стандартам.
Статистика в Казахстане
По данным Национальной Ассоциации Лифтовиков Казахстана, каждый пятый лифт в стране требует ремонта. Монтаж и эксплуатация подъемников плохо контролируется уполномоченными органами. Производить монтаж, наладку и ремонт пассажирских и грузовых лифтов может практически любая компания без соответствующей материально-технической базы. Требований к квалификации монтажников также не предъявляется.
В 2014 году контроль над эксплуатацией лифтов был передан местным органам власти. В большинстве регионов у них не хватает ресурсов для проведения контроля. В последние годы аварии, связанные с лифтами, стали происходить в Казахстане чаще. Особенно часто происшествия случаются в крупных городах: Астане, Уральске, Актобе, Караганде.
Сегодня в жилых многоэтажках установлено более 30 тысяч лифтов. Из них более 4 тысяч нуждаются в ремонте или замене. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, с 2018 по 2022 год в стране зарегистрировано 13 чрезвычайных ситуаций из-за неисправности лифтов. 8 из них привели к человеческим жертвам.
В Национальной Ассоциации Лифтовиков Казахстана утверждают, что главной проблемой безопасности остается большое количество устаревших конструкций, которые не обслуживаются должным образом. Срок эксплуатации лифтов — 25 лет, и он уже истек, поэтому около 4 500 устройств нуждаются в срочной замене. Лидирует Павлодарская область, где более 1 000 подъемников подлежат замене и модернизации. В Актюбинской области таких лифтов около 800.
Статистика ближнего зарубежья
В странах ближнего зарубежья ситуация мало отличается. В соседней России около 530 тысяч подъемников. В 2021 году в авариях пострадали 57 человек, 8 из них погибли. Статистику лифтовых аварий в РФ начали вести с 2016 года, когда одна из аварий получила резонанс в СМИ — противовес повредил пол кабины, а находившаяся внутри женщина упала в шахту и погибла. Впрочем, в последующие годы ситуация не улучшилась:
- 2017 год — 70 пострадавших;
- 2018 — 60;
- 2019 — 82;
- 2020 — 54.
В Украине официальную статистику лифтовых аварий не ведут. Выделяют 2 категории инцидентов:
- 1-я категория — аварии, в которых погибли 5 и более человек, или получили травмы более 10;
- 2-я категория — аварии с гибелью 5 и более людей, или 4‒10 травмированных.
В Китае количество аварий постепенно снижается с 2011 года. Статистика по годам выглядит следующим образом:
- 2011 год — 64 инцидента;
- 2012 — 42;
- 2013 — 70;
- 2014 — 95;
- 2015 — 58;
- 2016 — 47;
- 2017 — 56;
- 2018 — 30;
- 2019 — 32.
Учитывая миллиардное население Китая и огромное количество небоскребов, эти цифры не слишком велики.
Причины лифтовых аварий
Хотя лифты в целом являются безопасным и удобным способом подняться на высокие этажи здания, они могут представлять серьезную опасность для людей. Когда конструкции неисправны или нуждаются в ремонте, люди могут получить серьезные травмы. К частым причинам возникновения аварий относятся:
- Дефекты раздвижных дверей. Дверь может закрываться слишком быстро, иногда задавливая людей, пытающихся войти или выйти из кабины. В 2018 в Актобе погибла 28-летняя телеведущая. Она не успела полностью войти в кабину, ее зажало внезапно закрывшимися дверями, и лифт начал движение.
- Неправильная эксплуатация. Кабину нельзя расшатывать, двери нельзя блокировать, а если бить по кнопкам, устройство может выйти из строя. Вандализм часто становится причиной аварий на постсоветском пространстве.
- Слишком высокая скорость. Когда лифт движется с небезопасной скоростью, люди могут получить серьезные травмы позвоночника, ног и головы. Несчастные случаи часто происходят, когда противовесы выходят из строя или система управления не может определить, что лифт движется слишком быстро.
- Если нет предупреждений об открытой шахте лифта, люди могут упасть и разбиться. В 2019 году в Атырау пожилой мужчина упал в лифтовую шахту жилого дома и погиб на месте.
- Неисправность системы шкивов. В результате лифт может сорваться вниз. В 2017 году в Астане 6 человек находились в кабине, когда кабина сорвалась с 9-го этажа. К счастью, никто не пострадал.
- Отсутствие обслуживания и ремонта. Конструкции должны регулярно проверяться, обслуживаться и ремонтироваться квалифицированным персоналом. Если этого не происходит, результатом может стать авария.
- Неправильное выравнивание порогов кабины. Это происходит, когда пол лифта не достигает одного уровня с этажом, на котором он останавливается. Это может привести к тому, что ничего не подозревающий пассажир споткнется и упадет, иногда с серьезными последствиями.
Причины многих несчастных случаев в лифтах можно предотвратить. Своевременное обслуживание, высокие стандарты безопасности, правильная эксплуатация и замена устаревших устройств — гарантия безопасной работы лифта. Заказать качественное техобслуживание вы можете в компании «Lift.kz».